Политико-правовое учение Ш.-Л. Монтескье

Политико-правовая идеология Просвещения немыслима без французского юриста и философа Шарля-Луи Секонда барона де Ла-Бред и де Монтескье (1689-1755). Родился Монтескье в аристократической семье, был президентом парламента в г. Бордо (судебный орган до революции), президентом Бордоской академии, членом Парижской академии.

Политико-правовое учение Ш.-Л. Монтескье

Главным трудом Ш.-Л. Монтескье в области государства и права является трактат «О духе законов» (1748), для написания которого он объездил всю Европу. Политико-правовые идеи изложены также в «Персидских письмах» (1721), «Размышлении о причинах величия и падения римлян» (1734) и др.

Ш.-Л. Монтескье считал, что государство возникло на определенной ступени развития общества, т. е. исторически. Некогда люди жили в естественном состоянии, но оно, в отличие от Т. Гоббса, было мирным. Ш.-Л. Монтескье приводит четыре естественных закона: стремление к миру; стремление добывать себе пищу; стремление к общению друг с другом; желание жить в обществе.

Естественные законы привели к образованию семей, которые увеличивались и превратились в общество. Однако вскоре появились имущественные различия между людьми, а вслед за ними раздоры и война. Для прекращения состояния войны было учреждено государство. Таким образом, образование государства стало результатом объективного исторического процесса.

Ш.-Л. Монтескье выделял три формы правления – республиканскую, монархическую и деспотическую:

  • республиканское правление – это то, при котором верховная власть находится в руках или всего народа или его части;
  • монархическое – при котором управляет один человек посредством установленных неизменных законов;
  • деспотическое – правление одного вне всяких законов.

Для каждой из форм правления характерен свой принцип правления. Для республики – это добродетель, для монархии – честь, для деспотии – страх.

Форма правления зависит от множества факторов, которые Ш.-Л. Монтескье разделил на физические и моральные. К первым он отнес размер территории государства, климат, почву, ландшафт.

Так, республиканская форма правления характерна для небольших государств, монархия – для средних, деспотия – для крупных.

В жарких странах климат способствует установлению деспотии, т. к. жара приводит к утрате мужества и народ не способен противостоять произволу. В странах с суровым климатом чаще устанавливаются республики, а монархии – в странах с умеренным климатом. В странах с плодородными почвами устанавливается правление одного, с неплодородными – правление нескольких. К моральным факторам он относил религию, обычаи, нравы и др.

Физические и моральные факторы влияют не только на форму правления, но и формируют общий дух народа наряду с законами, правилами правления, примерами прошлого. Таким образом, общий дух народа представляет собой определенный тип мышления и поведения людей в обществе. Чем больше усиливается влияние одного из этих факторов, тем более ослабевает действие других.

Так, «природа и климат почти одни властвуют над дикарями; обычаи управляют китайцами; законы тиранствуют в Японии; над Лакедемоном в былое время господствовали нравы; правила правления и нравы старины господствовали в Риме».

Одно из ключевых мест в политико-правовой теории Ш.-Л. Монтескье занимает теория разделения властей. Именно в его понимании данная теория получила классическую формулировку. Значение теории разделения властей состоит в том, чтобы гарантировать безопасность граждан от произвола и злоупотреблений властей, обеспечить политическую свободу.

Под политической свободой Ш.-Л. Монтескье понимал «право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещено, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане».

Он также трактует политическую свободу как безопасность или уверенность в безопасности, что гарантируется справедливыми уголовными законами.

Ш.-Л. Монтескье выделяет законодательную, исполнительную и судебную власти, которые являются равноправными. Верховенство права может быть обеспечено в том случае, если эти власти будут взаимно сдерживать друг друга. Законодательная власть выражает общую волю государства через принятие законов. Она должна быть вручена народу (в небольших государствах) или представительному собранию.

Исполнительная власть призвана исполнять законы, которые принимает законодательная власть. Она вручается монарху и министрам. Судебная власть «карает преступления и разрешает столкновения частных лиц».

Но в зависимости от формы правления отличается способ отправления правосудия. Так, в республиканской форме правления отправление правосудия более определенное и точное, т. к. судья должен точно следовать букве закона. «Там нельзя истолковывать закон во вред гражданину, когда дело идет о его имуществе, его чести или его жизни».

В монархиях, если законы ясны, то судья руководствуется ими, «а если нет, то он старается уразуметь дух их». В деспотических государствах сам судья и есть закон. Суды должны состоять из народа и созываться по мере необходимости. А вот единоличный судья, считал Ш.-Л. Монтескье, может рассматривать дела только в деспотических государствах.

Интересно
Теория разделения властей получила признание и была воплощена в Конституции 1791 года, где закреплялось, что «общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции».

Центральное место в работе «О духе законов» занимает учение о позитивных законах. Ш.-Л. Монтескье различал законы природы (которые действовали в догосударственном состоянии, но не утрачивают своего значения и после его образования) и положительные законы.

Среди последних он выделил законы, которые регулируют отношения между различными народами, т. е. международное право; законы, которые определяют отношения между правителями и подданными, т. е. политическое право; законы, которые определяют отношения всех граждан между собой, т. е. гражданское право.

Положительные законы должны соответствовать физическим и моральным факторам, а также условиям своего происхождения, целям законодателя и соотноситься друг с другом. Совокупность всех этих условий и формирует дух законов.

Так, например, Монтескье проводил взаимосвязь между климатом и законами страны. Жаркий климат, считал он, влияет таким образом, что тело человека становится слабым, а душа – подавленной. Поэтому «человек равнодушен ко всему, не любопытен, не способен ни к какому благородному деянию, ни к какому великодушию; все его склонности приобретают пассивный характер; лень становится счастьем; там предпочитают выносить наказания, чем принуждать себя к деятельности духа, и рабство кажется более легким, чем усилия разума, необходимые для того, чтобы управлять самим собой».

Поэтому для жарких стран характерны деспотические законы. В странах с холодным климатом люди крепче, более мужественны и уверены в своей безопасности, поэтому в них чаще устанавливаются республиканские законы. Странам с умеренным климатом соответствуют монархические законы, т. к. недостаточно определенные свойства климата приводят к непостоянству народов.

Законы должны соответствовать определенной исторической обстановке, поэтому обладают таким свойством, как изменчивость, законы не могут быть установленными раз и навсегда.

Среди правил составления законов Ш.-Л. Монтескье выделил следующие: простота языка, сжатость текста, однозначность слов, полезность закона, отсутствие лишних запретов и др.

Учение Ш.-Л. Монтескье о государстве и праве не только занимало одно из ведущих мест во Франции XVIII века и оказало влияние на французское законодательство периода Великой французской революции, но и распространилось далеко за ее пределы и оказало существенное влияние на всю дальнейшую политико-правовую мысль.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)