Концепция государства всеобщего благоденствия К. Мюрдаля
Идеи государства благоденствия зародились в Германии в конце XIX века вместе с развитием социального законодательства в Европе. Впервые в европейской конституции социальные права граждан (права на объединение в профсоюзы, защиту от безработицы, охрану здоровья) были закреплены в Веймарской конституции 1919 г.
Развитие социальной политики европейских стран было прервано экономическим кризисом 30-х гг. Особое развитие идеи государства благоденствия получили после Второй мировой войны, когда внимание стало уделяться программам достижения высокого жизненного уровня населения, системам образования, здравоохранения, поддержки малообеспеченных слоев населения.В последующем эти программы дополнялись вопросами, связанными с демографической политикой, охраной окружающей среды, развитием культуры и др. В официальных документах понятие «всеобщего благоденствия» было заменено понятием социального государства. Впервые оно было закреплено в Конституции ФРГ 1949 г.
Суть же теории государства всеобщего благоденствия заключалась в том, что, во-первых, государство наделяется функциями по регулированию экономической, социальной, культурной и других сфер с целью обеспечения высокого уровня жизни граждан, а во-вторых, государство является надклассовым и обеспечивает интересы всех слоев населения.
Принимал участие в исследовании группой экспертов положения негров, результатом которого стала монография «Американская дилемма: негритянская проблема и современная демократия» (1944). Свои взгляды на государство изложил в книге «За пределы государства благоденствия» (1960).
Согласно его теории общественного благоденствия, в государстве должна проводиться мирно и без революции политика, направленная на достижение экономики, соответствующей интересам большинства граждан.
Ученый выделил общие признаки государства всеобщего благоденствия:
- смешанная экономика, в которой сочетаются рыночные отношения с государственным планированием. Последнее необходимо для поддержания равновесия и стабильного роста экономики;
- децентрализация государства, т. е. делегирование ряда функций органам местного самоуправления и объединениям граждан. Это стало возможным благодаря демократизации политической жизни: провозглашению всеобщего избирательного права и росту общественного благосостояния;
- расширяющийся народный контроль, тенденция к демократизации политической жизни Государство всеобщего благоденствия К. Мюрдаль видел как государство, в котором царит гармония и отсутствуют какиелибо идеологические разногласия.
После экономического кризиса 70-х гг. теория государства благоденствия утратила целостный характер, но появились теории, развивающие отдельные стороны благоденствия (теория справедливости Дж. Роулса, прав граждан на равную долю социального благоденствия Р. Дворкина и др.).
- Политико-правовые взгляды Ф. фон Хайека
- Теория конвергенции
- Технократические концепции государства
- Взаимосвязь психологических процессов и фашизма в трудах Э. Фромма
- Концепция открытых и закрытых обществ К. Поппера
- Теория плюралистической демократии Г. Ласки, М. Ориу
- Реалистическая теория права в США
- Социологическая юриспруденция Р. Паунда
- Чистое учение о праве Г. Кельзена
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу