Либеральные учения о праве и государстве Франции

Ведущим направлением в политической мысли Франции ХІХ в. был либерализм, но в то же время складывалось и консервативное направление в исследовании государства и политики.

Либеральные учения о праве и государстве Франции

Представителями антифеодальной идеологии французской буржуазии в первой половине ХІХ в. были Б. Констан, А. де Токвиль.

Анри Бенжамен Констан де Ребек (1767­ – 1830) – французско-швейцарский писатель, публицист, политический деятель, духовный отец европейского либерализма. Либеральное учение о государстве изложил в труде «Курс конституционной политики» (1818-1820).

Ключевое понятие в учении Б. Констана – свобода. В его понимании свобода состоит в следующем:

  • в праве каждого подчиняться одним только законам;
  • в праве каждого высказывать своё мнение;
  • в праве выбирать себе дело и заниматься им;
  • распоряжаться своей собственностью;
  • в свободе передвижения;
  • в праве объединяться с другими индивидами (для обсуждения своих интересов, для отправления культа, проведения досуга и т. д.);
  • в праве каждого влиять на управление государством.

Б. Констан различает личную (индивидуальную) и политическую свободу. Личная свобода в его понимании есть обеспечение личной самостоятельности, независимости. Именно эту свободу он считал истинной свободой нового времени, это то, что отличает современные государства от древних. В последних существовала, по его мнению, только политическая свобода. Среди гарантий личной свободы он называл политическую свободу, общественное мнение, разделение властей.

Огромное значение Б. Констан придавал свободе экономической деятельности, называя новый этап мирового развития «эпохой коммерции». Индустриальное развитие будет способствовать приобретению народами политической свободы.

Целью политической организации общества должно являться обеспечение свободы. Б. Констан различает теократические, монархические, аристократические государства. Власть может быть только двух видов: беззаконная (основанная на силе) и законная (основанная на общей воле).

Лучшей формой правления, по мнению Б. Констана, является конституционная монархия, которая строится по принципу разделения властей.

Он выделил шесть конституционных властей:

  1. Монархическая – это власть главы государства, нейтральная, регулятивная и арбитражная. В его задачи входит поддержание порядка и сохранение свободы
  2. Исполнительная – власть, осуществляемая министрами, ответственными перед парламентом.
  3. Представительная постоянная власть – это власть, осуществляемая наследственной палатой пэров.
  4. Власть общественного мнения – осуществляемая выборной законодательной палатой.
  5. Судебная власть.
  6. Муниципальная власть.

В целом достижению свободы народами будет способствовать индустриальное развитие и распространение либеральных принципов.

Интересно
Понимание Б. Констаном свободы, идея о приоритете интересов личности перед общественными интересами, его концепция разделения властей сыграли значительную роль в становлении теории правового государства и теории конституционализма.

Еще один теоретик французского либерализма – политический деятель, социолог Алексис де Токвиль (1805-1859 гг.), автор известных книг «О демократии в Америке» (1835-1840), «Старый порядок и революция» (1856).

Либеральные учения о праве и государстве Франции

А. де Токвиль относился к числу тех деятелей, чьё мировоззрение характеризуют формулой «странный либлизм». Его творческое наследие свидетельствует как о либеральной направленности взглядов, так и о некотором консерватизме.

В своём труде «О демократии в Америке» А. де Токвиль исследует принцип народовластия в США. Отмечает, что общество действует самостоятельно. Власть исходит исключительно от народа, народ участвует в составлении законов, избирая законодателей; избирает тех, кто исполняет законы; избирает суд присяжных. Страной от имени народа управляет большинство.

Правительство чувствует связь с народом и повинуется ему. Всё это свидетельствует о народовластии. А. де Токвиль сравнивает народ с Богом: «народ властвует в мире американской политики, словно Господь Бог во Вселенной. Он – начало и конец всему сущему; все исходит от него и все возвращается к нему».

Ученый отмечает следующие позитивные последствия демократии:

  • процветание гражданского общества;
  • уважение прав и активная защита гражданами своих прав;
  • общность интересов граждан и правительства;
  • уважение законов;
  • законы стремятся обеспечить благо большинства;
  • каждый заинтересован в том, чтобы все исполняли законы;
  • понимание того, что счастье каждого зависит от общего процветания.

Одним из проявлений народовластия А. де Токвиль называет суд присяжных. Он различает суд присяжных как юридическое и как политическое учреждение. Как политическое учреждение суд присяжных является одной из форм суверенной власти народа, способствует укреплению республиканской формы правления.

Мыслитель отмечает, что «настоящим хозяином в обществе является тот, кто творит суд над преступниками».

А поскольку при существовании суда присяжных судьей становится сам народ или один класс граждан, то реальное управление обществом оказывается в руках народа или данного класса.

А. де Токвиль приходит к выводу, что поддержанию демократической республики в США способствуют три причины: федеральная структура, общинные учреждения и судебная власть.

Интересно
При этом он не утверждал, что американские учреждения являются лучшими или единственно возможными. Пороками и слабостями демократии являются коррупция; отсутствие ясного видения будущего, основанного на знаниях и опыте; неточность и неполнота законов.

Основой демократии, по мнению А. де Токвиля, является принцип равенства. Он пишет, что самым сильным чувством американцев является любовь к равенству. И хотя они стремятся к равенству в свободе, если последняя им недоступна, «они хотят равенства хотя бы в рабстве».

В результате А. де Токвиль делает вывод, что от нации зависит, приведет ли равенство к рабству или свободе, к просвещению или варварству, к процветанию или нищете.

Таким образом, Алексис де Токвиль обобщил практический опыт демократии в США. Его работу «О демократии в Америке» называют лучшей книгой о демократии и Америке.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)