Толерантность: сфера развития и содержание деятельности человека
Сферы проявления толерантности — религия, образ жизни, национальность, политика, отношения между социальными группами, профессиональная деятельность. Рассогласования всегда характерны для общечеловеческого способа существования в целом.
Оказывается, «подставление врагу другой щеки», т.е. добровольное раскрытие собственной уязвимости, — древний, вплоть до уровня инстинктов, ритуал прекращения схватки или борьбы, биологически закодированное препятствие использованию данного природой оружия поражения себе подобного.
Толерантность стирает у человека односторонность представлений о важности борьбы и заострении социальных противоречий, а в истории культуры выполняет функцию идеальной модели формирования взаимоотношений в обществе.
Толерантность предполагает конструктивное отношение к любым проявлениям различий между людьми, к разногласиям и социальным конфликтам. Все педагогические системы имеют свою воспитательную составляющую; в их основании лежат как цели социализации, окультуривания, так и более конкретные цели: приобретение свойств, необходимых для социокультурного бытия.
Образ жизни в социокультурной среде предполагает установление прежде всего межперсональных, внутригрупповых, межгрупповых отношений, соблюдение этических и иных норм совместной жизни.
Это позволяет воспитанию выполнять системообразующую роль в образовании. А само образование в мире перестает носить однобокий и разделяющий людей характер, становится гуманитарной практикой.
Цели воспитания толерантности достаточно масштабны, они предполагают не только усвоение содержания, но и формирование всех необходимых умений, имеющих отношение к утверждению ценности человеческого достоинства, а также к утверждению производных от толерантности ценностей.
Ими определяется содержание знания, необходимого для практического осуществления толерантности в поведении.
Процесс воспитания толерантности полезно сделать наглядным, то есть перевести его на язык направлений педагогической деятельности.
Темы, связанные с толерантностью, должны постоянно расширяться. Но если основополагающие ценности подвергаются опасности (т.е. выбранная для обсуждения тема может ущемить достоинство кого-либо из участников обсуждения или его право на частную жизнь), от темы следует отказаться.
Представленные ниже семь областей толерантности характеризуются постепенностью в ее воспитании. Каждая из областей может быть целью конкретного педагогического проекта или методики.
- Современный мировой образовательный процесс
- Диалог России и Запада на разных этапах развития школы и педагогической мысли
- История образования и педагогической мысли России
- Идея толерантности в истории школы и педагогической мысли
- Идея толерантности в истории образования и педагогической мысли
- Реализация толерантности в воспитательной деятельности
- Реализация толерантности через содержание и средства обучения
- Толерантность: проблемы воспитания и способы их разрешения в педагогике
- Идеи о праздновании Международного дня толерантности по Б. Э. Риэрдон
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу