Таксономия учебных задач при изучении психологии
Таксономия (от др.-греч. — строй, порядок и — закон) — учение о принципах и практике классификации и систематизации. Термины «таксономия» и «систематика« нередко используют как синонимы, но в строгом смысле таксономия является лишь частью систематики.
Интересный и конструктивный подход к классификации учебных задач был предложен Д. А. Толлингеровой (1981); применительно к обучению психологии этот подход был пересмотрен В. Я. Ляудис (1989).
Учебные задачи делятся на шесть классификационных групп согласно когнитивным характеристикам:
- первую группу составляют задачи, требующие воспроизведения знаний;
- вторую — задачи, требующие простых мыслительных действий (описание и систематизация фактов);
- третью — задачи на сложные мыслительные операции (аргументация, объяснение);
- четвертую — задачи, предполагающие порождение определенных речевых высказываний для выражения продуктивного мыслительного акта (реферат, сочинение, оригинальный научный текст);
- пятую — задачи на продуктивное мышление (решение проблем). Внутри каждой группы выделены подгруппы задач;
- шестую — рефлексивные задачи.
Таксация позволяет преподавателю не только более полно учитывать состав когнитивных требований к учебной деятельности обучаемых и тем самым контролировать свои дидактические замыслы, но является средством целенаправленного проектирования и прогнозирования хода обучения с учетом меры сложности задач и степени нагрузки на все виды и подвиды проецируемой познавательной деятельности.
На современном этапе развития науки психология преподается практически во всех Вузах, колледжах, гимназиях, педучилищах, а также в системе подготовки и переподготовки кадров, на факультетах повышения квалификации, в системе последипломного образования.
Формы организации предполагают согласованную деятельность преподавателя и учащихся, осуществляемую в определенном порядке и режиме.
Урок – это элемент учебного процесса с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения.
Целостная система форм организации учебного процесса в высшей школе в соответствии со стадиями формирования компетенции включает в себя лекционные, семинарские, практические занятия, самостоятельную работу учащихся (студентов) коллоквиумы, этапы оперативного (промежуточного) и итогового контроля.
Соответственно, характеристика видов принадлежности отдельного элемента системы психологического знания должна включать в себя указания на то, из какого источника получены данные, каковы процедуры их получения и каким образом они были интерпретированы.
Как отмечает В.Н. Карандашев, принципы обучения — это руководящие идеи в организации учебных занятий, научно обоснованные рекомендации, правила, нормы, регулирующие процесс обучения. Принципы зависят от целей обучения и дидактической концепции.
В современной дидактике имеются классические принципы, а также принципы, разработанные в последние десятилетия. Их необходимо использовать при выборе методов и приемов обучения психологии.
- Ролевые позиции преподавателя
- Индивидуальные стили преподавания психологии
- Общая характеристика личности педагога психологии
- Функции преподавателя психологии
- Подготовка преподавателей психологии
- Профессионально-личностная характеристика преподавателя психологии
- Показатели сформированности знаний и умений
- Понятия оценка и отметка
- Контроль и коррекция учебной деятельности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу