Священные славянские праздники Корочун, Комоедицы, Купало и Радогощ

У славян все праздники – астрономические. Поэтому они прочно привязаны к звёздному времени и не зависят ни от каких нововведений человека – ни от «старого», ни от «нового» стиля летоисчисления.

Праздник Купалы называется КОКУЙ. Отмечается в ночь с 22-на 23-е июня – как праздник летнего солнцестояния. В эту дату длительность дня максимальна.

Напротив Купалы – по календарной оси – находится противоположный астрономический праздник – КОРОЧУН. В это время максимальна ночь.

Под 90 градусов к этой оси располагается праздник весеннего равноденствия КОМОЕДИЦЫ. В эту дату день и ночь равны, тенденция направлена на увеличение дня, то есть на жизнь.

Напротив комоедиц, через 180 градусов, располагается праздник… В это время день и ночь также равны, но тенденция направлена на увеличение ночи, т.е. на смерть. С этого дня начинается умирание солнца – славянского бога Ра.

Выше был представлен ряд однокоренных слов, первым корнем в которых являет – КО- или КУ-. (О многокоренном строении русских слов известно. Согласные буквы являются древними морфемами-корнями, несущими частные смыслы в данном слове, например, гарь = «Г», огонь + «Р», Ра-солнце.

Добавим для объяснения корня КУ- ещё несколько слов: кука – кулак, кукиш – указательный палец, кука – вер. коса, косичка, пучок волос на затылке, особенно свёрнутая комком; кука – твер. чесаный пучек льна, для насадки на прялку, мочка, кудель, кужель; кукшить, кукать кого – пск. твер. бить кулаком; куковяка, куковка – вор. костр. коковка, палица, долбня, южн. кий; кука – куколка, неженка, баловень; кукомоя – об. новг. твер. неряха, чумичка, неумывака; кукоба об. кукобник – кур. бережливый хозяин, скопидом; кукоба – накопленное добро, пожитки, нажитое и т.д.

При рассмотрении, в частности, слова кость – ко- + -ость – мы обнаруживаем, что –ость – это не суффикс, а второй корень сложного слова, обозначающий остов, ость, ОСЬ. То есть значение слова кость – Макошина ось.

Однако нам предстоит разобраться в том, какую пару праздников из четырёх принять за ОСЬ, то есть за Макошь (Mo+kos – Ма+кость), а какую за её спутниц, т.е. за Сречу и Несречу.

Рассмотрим семантику праздника Купало (Купала). Во-первых, отметим, что Купало/Купала пишется с большой буквы (прописной), как это засвидетельствовано в словаре Ушакова, т.е. это имя собственное: Купало – ку + пал(о) (Макошь (Ку) + действие, творимое ей или по её велению).

ПАЛ означает – огонь, полевой, степной, лесной пожар; палить – жечь, предавать огню, со(с, по)жигать; паль – паленина, палёное, горелое, выжженное, огнище; палый, павший – дохлый. Очевидно, что в данном контексте, -пало означает как сам огонь, так и нечто, творимое огнём или с помощью огня.

КУПАТЬ означает – окунать с погружением во что-либо. В то же время КУПА – костёр, а также большой чан. Источник  приводит синонимом слову купаться слово лить, поэтому, очевидно, купать(ся) можно не только в воде, но и в огне, в лучах солнца, вообще в каком-либо льющемся потоке. Во время праздника Купалы максимален день, и наиболее ярко/jарко/жарко солнце, поэтому в этот праздник славяне купаются в лучах солнца – днём, а ночью – в огне костра.

Исконно Купало – древний народный религиозно-магический земледельческий праздник в ночь с 22 на 23-е июня, распространённый у всех славян на Руси и в Европе. В этот день разводят костры и прыгают через них, КУПАЯСЬ в ОГНЕ (пале) костра, КУПАЮТСЯ и в реке, и, обливаясь водой, водят ХОРОВОДы, делают из травы чучело КУПАЛЫ и наряжают его, плетут ВЕНКИ. Обряды этого праздника обеспечивают высокий урожай, а травы в это время приобретают целебную силу.

Таким образом, Купало означает максимальную силу огня, тепла, солнца, дающую лучшую жизнь, обильную растительность, максимальный урожай и т.д. – то есть максимальную силу ЖИЗНИ.

Далее рассмотрим семантику праздника Корочун (Карачун). Корочун – ко + рочун (та же формула: Макошь + действие, творимое ей или по её велению).

Чтобы понять значение русского глагола РОЧИТЬ, приведём для сравнения из словаря В. Даля все русские глаголы, образованные от имени славянского профильного бога, чьим именем названа каждая конкретная русская буква из древнерусского алфавита (с добавлением глагольной формы –чить):

  • Б – бачить – баять (бог Белобог: баян, байки – сказки) + -чить,
  • В – вечить – вечать (бог Велес: увековечить, привечать) + -чить,
  • Г – гачить – гатить (бог Агуна: гачивать, Гатчина – насыпать насыпь) + -чить,
  • Д – дачить – давать (бог Дый: дача, подача) + -чить,
  • Ж – жичить – жихать (бог Жива: жихать, жито) + -чить,
  • З – зычить – зычать (бог Земун: зык, язык) + – чить,
  • I (И) – ичить – (бог Индра: Ика, Ичка – названия рек) + -чить,
  • J (Й) – яичить – (бог Ярило: яички, яйцо, яйки) + -чить,
  • К – кучить – кучковать (бог Макошь: куча, кипа) + -чить,
  • Л – личить – (бог Лада: лик, личба – счёт, числа) + -чить,
  • М – мочить – имать (богиня Мара: иметь, взимать) + -чить,
  • Н – ничить – ночевать (Навь: нить, ничейка – ячейка, ночь) + -чить,
  • П – печить – печь (бог Перун: пекут, пекло) + -чить,
  • Р – рочить – рачить (бог Ра: радчить, радость) + -чить,
  • С – сочить – сочать (бог Сварог: сочевать – добывать, сок, сакма) + -чить,
  • Т – точить – точать (бог Троян: теять, затевать, творить) + -чить,
  • Х – хочить – ходить (бог Хорс: хаживать, хоча – поползновенье, прихоть) + -чить,
  • Ч – чачить – зачинать (бог Чур: начало, зачин, чинить, чучело) + -чить.

В древнерусском алфавите 18 букв.

Как видим, на все буквы из древнерусского алфавита в словаре В. Даля имеются соответствующие русские глаголы. А слова, приведённые В. Далем в тех же словарных статьях, позволяют нам полностью раскрыть как границы каждого конкретного ОДНОБУКВЕННОГО русского корня, названного по первой согласной букве имени бога – покровителя буквы, так и раскрыть значение гнезда слов, образованных от этого корня.

Название праздника Корочун состоит из четырёх корней – ко+ро+чу+н (ср. вор+чун, мол+чун, топ+чун) – каждый из которых соответственно называется – Макошь+Ра+Чур+Навь и буквально означает: «Судьбой Ра (отправлен) во чрево нави». То есть – это рождение Ра наоборот – самый короткий день Ра, самая долгая ночь Нави.

Словари русского языка подтверждают наши выводы. Корочун – внезапная смерть, конец, предел в пространстве, в протяжении, во времени, в действии. Карачить, корачить что, кого – пятить, осаживать задом; -ся, пятиться; окарачился конь, стал на дыбы или попятился; польск. kror, болг. крака, слвц. korak и пр.; каряка об. развилина или вилка .

Коротить что – делать короче, урезывать, ушивать и пр.: коротать время; с другом век коротать, жить не горевать; коротать дело; день дневать, ночь коротать; коротать молодость, не видать старости.

Корочун – древнерусское название солнцеворота. В Корочун – торжество Чернобога и Марены. Зачин проводят жрецы Чернобога. Не случайно в иудохристианстве – вере в Смерть-Мару-Марию – есть понятие «рака», означающее расположенную в храмах гробницу святых мощей покойников.

Начиная с ночи 24-го декабря, с Корочуна, на 25-е декабря славянский бог Ра рождается заново. Этот факт отражён во всех славянских религиях. В этот же день родился «индуистский» бог-солнце Митра, и, естественно, иудохристиане переняли этот же праздник в качестве рождества христова – но додумались они до этого лишь в 5-м веке н.э.

Таким образом, Корочун означает минимальную силу огня, тепла, солнца – то есть максимальную силу СМЕРТИ.

Третья точка Макошиного креста праздников приходится на 24 марта – праздник называется Комоедицы – ко + мо + едица: Макошь + объект + действие, творимое ей или по её велению по отношению к объекту.

В данном случае расшифровка названия русского праздника весьма проста: К – Макошь, мо – Мара, едица – тот, кто ест. Суффикс едиц(а) состоит из двух частей – корня –ед- и суфф. – иц(а). Последний участвует в образовании названий лиц женского пола от названий лиц мужского пола с тем же значением (медвед/иц(а), мастер/иц(а) и т.д.).

Таким образом, мы приходим к слову комоед, то есть тот, кто ест нечто под названием «ком(о)». А комо означает: комуха – вост. трясучка, лихоманка, лихорадка, гнетучка, комаха, комоха, кумаха, комошица и пр. – оттого, что она гнёт в ком. То есть комо – это болезнь, смерть.

Тогда, если наш анализ верен, мы должны придти к понятию ритуала праздника, который, в свою очередь, должен выражать нечто, поедающее смерть.

Итак, смотрим обряд праздника Комоедицы. На столы, покрытые скатертью, ставят горячие блины и пироги, овсяный кисель, мёды, квасы и закуски. Угощение делится на пять частей, пятую часть помещают на открытое место возле Священного Огня, приговаривая:

«Честные наши родители!
Вот для вашей души блинок».

Соломенное чучело Мары (смерти) торжественно везут к капищу. Угощают друг друга блинами. Первый блин комам – медведям. Его относят в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса. Возжигают Огонь. Прыгают через костёр, а после обязательно умываются снегом или талой водой.

Всем наливают сурью. Первую чашу сурьи жрица Марены несёт к жертвеннику. Жрица Живы выбивает эту чашу, следя за тем, чтобы ни одна капля не попала на жертвенник, ибо тогда вновь похолодает, вернётся Марена:

«Уходи, Зима холодная!
Приходи, Лето жаркое!
Со страдной порой,
С цветами, с травой!»

После этого торжественно сжигают на костре чучело Мары:

«Марена загорела,
Всему миру надоела!»

Затем прославляют Ярилу, скатывая горящие колёса с горы в честь разгорающегося солнца:

«С горы катись,
С весной воротись!»

После этого, вооружившись горящими головнями, идут «будить медведя» (пробуди). В яме, укрывшись валежником, лежит ряженый, изображающий спящего медведя. Медведь олицетворяет славянского бога Велеса. Участники праздника водят вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого. После этого начинаются игрища – городок, кулачки и т.д. Все друг друга угощают пряниками и печеньями.

Таким образом, Комоедицы означают прощание-уничтожение Мары-смерти-зимы и приветствие огня, тепла, Ра-солнца – Ярилы.

Четвёртая точка Макошиного креста праздников приходится на 24 сентября. Название праздника по аналогии с рассмотренными выше должно производиться следующим образом: ко/ку/ка (воля Макоши) + ро/ра/ре (солнце-Ра) + ед(ица) и означать буквально «поедание солнца». Примерно так: куроед, короед.

Однако праздник, отмечаемый славянами 24 сентября, в день осеннего равноденствия, называется – Радогощь, Радогост.

Этимология слова Ра + до + гост (гощ) проливает свет на существо славянского праздника. Гост, гость, с одной стороны, человек пришедший по зову или незванный, навестить другого, ради пира, досуга или беседы. С другой стороны, гостями зовут недобрых людей, незваных посетителей, воров, особенно грабителей по Волге.

Исторически отрицательная составляющая образа гостя раскрывается также: гостья – лихоманка, лихорадка (болезнь); гостейник, гостея, гостейка, гостилка – прихлебатель, охочий до пиров, до чужих обедов; проживающий в доме гостем; проживалка. Гостинец – смол. большая, проезжая дорога, по которой ездят чужане, гости.

Первоначально погост – место торга, куда съезжались купцы, называвшиеся в древнерусском языке гостями. Позже это слово стало обозначать место захоронения усопших.

У славянского племени лютичей лев был символом бога войны Радогоста, который почитался как третье воплощение Дажьбога (первое – на весеннее равноденствие, второе – на летнее солнцестояние). Главный храм лютичей – Ретра – был украшен многочисленными изображениями львов.

Известна и другая форма глагола гостить – угащивать или угощать, угостить кого чем, принимать у себя, или на своем иждивеньи, довольствуя пищей и доставляя все удобства жизни, потехи, услады. «Гость гостит, покуда его угощают, покуда он не в тягость».

Исходя из вышеизложенного, можем вывести следующую этимологическую сущность славянского праздника Радогощ (Радогост): радость гостям-угощевателям (купцам), но также и настороженность иным гостям, тем, которые могут придти с войной, надеясь отвоевать только что собранный славянами урожай. Так что семантика праздника связана, с одной стороны, с урожаем, с другой стороны – с войной и смертью.

В самом же празднестве урожайный мотив раскрывается в том, что в этот день Солнце-муж Дажьбог становится мудрым Солнцем-стариком Световитом.

К этому дню печётся огромный медовый пирог (в старину пирог был в рост человека), за который после зачина прячется славянский жрец и спрашивает: «Видите ли вы меня?» Если собравшиеся отвечают утвердительно, то жрец произносит пожелание на следующий год собрать обильный урожай и испечь больший пирог.

После зачина, на котором обязательны гадания на следующий год и ворожение над чашей со священным вином, начинается пир.

Военно-смертный мотив в том, что в этот день разыгрывается сказка о витязе и подземном царстве, которая должна напомнить об угасающем солнце (Ра) и наступающей зиме (Мара). Перед наступлением темноты разжигают небольшой костёр и прыгают через него, очищаясь, а жрецы ходят босыми ногами по раскаленным углям.

Славяне никогда не использовали жертвоприношений. Свои дары богам они всегда выполняли и выполняют в виде треб, состоящих их злаков, игрушек, символов и приготовленных продуктов.

В культах, использующих жертвоприношения, как то: иудаизм, ислам, христианство, в этот день происходит следующее. В частности, в иудаизме – это Судный день (Йом Кипур) – день искупления грехов и Высшего суда.

В Судный день первосвященник готовил жертву для заклания и приносил её во искупление грехов всего народа Израилева. Этот обряд и сам праздник иудеи заимствовали у древних италиков, которые в этот день приносили Юноне (Juno) белых коров и Юпитеру белых быков. Отметим, что Юпитер имел прозвание Lucetius, а Юнона – Lucetia или Lucina (ср. лучина; а также Люцифер). Культ Юноны был распространен по всей Италии, включая Этрурию (все проторусские племена).

В мусульманстве на этот день приходится хиджра (гиджра, hijra, ср. русск. есть Ра) – бегство  пророка Мухаммеда из Мекки в Медину.

В Корее 24 сентября – праздник урожая. В 2007 году на 24 сентября пришёлся Международный день моря-Мары-Смерти (Организация Объединенных Наций, с 1978 года, последняя неделя сентября).

Семантика слова «урожай» и слова «смерть» схожа: созревшие злаки – убивают, скашивают косой (символ смерти), жнут; плоды – убивают, срывают.

Итак, подытожим. Славянские праздники прочно привязаны к астрономической сетке и не зависят от стилей летоисчисления:

  • Корочун – праздник, символизирующий смерть солнца-Ра (напротив, рождение Христа в иудохристианстве).
  • Комоедицы – праздник, символизирующий уничтожение Мары-смерти (Девы Марии в иудохристианстве).
  • Купало – праздник, символизирующий купание в лучах максимального солнца-Ра.
  • Радогощ – праздник, символизирующий сбор урожая, как растительного, так и урожая человеческих душ, праздник старости.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)