Ответственность

Понятие ответственности сегодня имеет множество толкований. Это связано прежде всего с тем, что проблема ответственности является междисциплинарной. Она включает в себя и формальный или юридический аспект (ответственность перед законом), и собственно личностный — философский и психологический, в котором также можно выделить как минимум две стороны: ответственность в смысле нормативности, послушности, социального долга; ответственность как сопричастность событию, как ответственность перед самим собой. В первом случае ответственность отражает подотчетность субъекта в плане реализации им требований общества с последующим применением санкций в зависимости от степени вины или заслуг. Следовательно, ответственность выступает здесь как средство внешнего контроля и внешней регуляции деятельности личности, которая выполняет должное вопреки своему желанию. Такую ответственность можно назвать внешней. Во втором случае ответственность отражает отношение к самому субъекту, его предрасположенность, принятие, готовность осуществить должное. Здесь ответственность служит средством внутреннего контроля (самоконтроля) и внутренней регуляции (саморегуляции) деятельности личности, которая выполняет должное по своему усмотрению, сознательно и добровольно. Речь идет о внутренней ответственности.

Проблема ответственности стала предметом исследований многих психологических школ и направлений. С точки зрения гештальт-психологии человек является ответственным и способным к выбору, поскольку он — «центр собственной вселенной, источник собственного опыта и творец событий, которые с ним происходят».1 Принятие на себя ответственности дает человеку возможность иметь богатые переживания и избавляет его от проекций. Более того, возможность дальнейшего взросления индивида до достижения им зрелости предполагает принятие все большей и большей ответственности «за себя самого и за свою жизнь». Перлз разделяет ответственность за Другого и за себя. Основной чертой взрослого человека является ответственность только за себя и ни за кого больше.

В трудах многих психологов мы часто встречаем такое понятие, как «полнота жизни» (А. Адлер; Д. А. Леонтьев): жизнь нельзя принимать отрезками или определенными событиями, ее нужно принимать целиком и полностью со всем тем, что она нам преподносит. Человек должен чувствовать, что он, и только он полностью отвечает за свою жизнь во всех ее текущих аспектах. В психологии ответственность выступает как свойство личности, а смысл жизни — как показатель, в значительной мере характеризующий духовную наполненность бытия конкретного человека. Субъективное переживание человеком наличия смысла жизни связано, как правило, с осознанием им ответственности за результаты своей деятельности. Отсутствие целей в настоящем и в отдаленном будущем избавляет субъекта от какой бы то ни было ответственности. Поэтому потребность найти смысл, цель в жизни может трансформироваться в потребность быть ответственным за события как настоящего, так и будущего. Ответственность включает в себя то, за что человек несет ответственность; согласно учению экзистенциального анализа, то, за что ответствен человек, — это осуществление смысла и реализация ценностей, отмечает А. А. Реан. Как справедливо заметил В. Франкл «Отходя сознательно от обусловленной нормами ответственности и обязательств жизни в намеренно и искусственно созданном состоянии самозабвения, человек время от времени освобождает себя от слишком большого груза своей сущностной ответственности. Он уходит от давления ценностей, которые он должен реализовывать, иногда  забывая конечную цель — сами ценности»1. Ответственность перед жизнью является одним из важнейших положений теории логотерапии и представляет собой самую сущность человеческого существования.

В теории ирландского психолога К. Бенсона широко рассматривается проблема формирования ответственности с детства. Кроме того, он вводит понятие «пространство ответственности», которое определяется нашими представлениями о том, что мы должны и чего не должны ни при каких обстоятельствах делать: «Иное немыслимо для меня, пока я тот, кто я есть». Если же это происходит, то потом мы всю жизнь мучаемся чувством вины и угрызением совести.

Категория ответственности появляется и в работе «Бытие и сознание» С. Л. Рубинштейна. В данном труде автор связывает ответственность не только с последствиями содеянного (как она часто понимается в нравственном и правовом сознании), но и с упущенным. Здесь  ответственность оказывается сердцевиной сущности личности, ее духовной жизненной силой, которую она присваивает и которая — в конечном итоге — и дает ей переживание своей субъектности, своей свободы. Тот, кто берет на себя ответственность сам, обладает возможностью сам же, в ее пределах и направлениях, контролировать, организовывать все свои действия, отношения, снимая тем самым внешний контроль, принуждение, обретает независимость, свободу. Свобода не есть только сознание необходимости, она есть преобразующее присвоение субъектом.

М. М. Бахтин подходит к определению личности через понятие ответственности, это все в человеке, что определяется словами «я сам» или «ты сам», в чем он находит и ощущает себя, за что он отвечает, это его личная, конкретная точка зрения на мир и на самого себя.

Принять на себя ответственность — значит осознать свою причастность и готовность действовать, невзирая на обстоятельства, часто даже вопреки им, менять что-либо в себе или окружающей реальности. Такая ответственность является главным условием конструктивной деятельности, активности субъекта, а следовательно, и его постоянного развития. Важно и другое — уход от ответственности, отрицание проблем; агрессивные реакции чаще всего связаны с попытками снять с себя личную ответственность. Такие реакции, как алкоголизм, депрессия, отражают неспособность (вообще или в данный момент) субъекта справиться с трудностями, происходящими в жизни.

Затрагивая личностные корреляты ответственности, исходя из результатов исследований Кэттелла, Гоу (1952), можно заключить, что ответственный по характеру человек не циничен, не враждебен, податлив, послушен, вынослив, общителен, спокоен, рассудителен, успешно учится. Общими для всех этих сопутствующих ответственности качеств являются нормативность личности, ее лояльность к групповым стандартам и усердие в исполнении своих обязанностей.

Таким образом, ответственность — осуществляемый в различных формах внутренний или внешний контроль над деятельностью, отражающий социальное, морально6правовое отношение к обществу, выражающееся в выполнении принятых нравственных и правовых норм и правил, своего долга.

Ответственность зрелой личности, по словам Д. А. Леонтьева (1993), — это внутренняя регуляция, опосредованная ценностными  ориентациями. Путь становления ответственности — это переход регуляции активности извне вовнутрь. Ответственность — это не особая структура, а определенный способ существования человека.

Однако ставить перед собой цель и принимать на себя ответственность за ее воплощение в действительности можно, лишь будучи убежденным в своей способности справиться с обстоятельствами, возникающими на пути к ее достижению. Обнаруживаются положительные связи социальной ответственности личности с локусом контроля и удовлетворенностью своей жизнью.

Понятие «локус контроля» было введено Джулианом Роттером — американским психологом бихевиоральной ориентации. Он считал, что поведение человека целенаправленно, т. е. люди стремятся двигаться к ожидаемым целям. Локус контроля представляет собой обобщенное ожидание того, в какой степени люди контролируют подкрепления в своей жизни. Люди с экстернальным локусом контроля полагают, что их успехи и неудачи регулируются внешними факторами, такими как судьба, счастливый случай, влиятельные люди и непредсказуемые  силы окружения. Интерналы верят в то, что удачи и неудачи определяются их собственными действиями и способностями. Многочисленные экспериментальные исследования, появившиеся вслед за выводами Роттера, подтвердили существование связи между этими свойствами личности и различными формами поведения в сложных жизненных ситуациях. Конформное и уступчивое поведение в большей степени будет свойственно людям с экстернальным локусом контроля. Интерналы же более активно ищут информацию и обычно более осведомлены о ситуации, чем экстерналы. Интерналы более уверены в себе и имеют, как правило, положительную самооценку и более согласованный образ реального и идеального Я.

Понятию «ответственность» всегда сопутствует понятие «совести». По мнению Олпорта, совесть — это паттерн нескольких собственных состояний, в частности самоуважения, образа Я и проприативного стремления.1 В психологии совести есть две центральные проблемы: первая — развитие совести; вторая — ее взрослая структура. В широком смысле мы можем рассматривать совесть, возникающую в детстве как совесть должествования, а зрелую, взрослую форму — как совесть обязательства. Фромм в своей монографии «Человек для самого себя» называет первую авторитарной, а вторую — гуманистической.

А. Л. Лихтарников, рассматривая категорию ответственности в психологии, выделяет проблему сверхответственности. В отличие от обычной ответственности, возникающей в результате осознанных обстоятельств личности перед другими людьми, сверхответственность — это болезненное состояние, сопровождающееся тяжелыми чувствами страха, вины, тревоги. Возникнуть сверхответственность может также травматически. В основном формирование ее происходит в детском возрасте. Допустим, у ребенка нет желания (потребности, мотивации) для некоторого поступка — и он оказывается наказанным, причем несколько раз при подобных стечениях обстоятельств. Это превращается в проблему «я должен», так как позже внешнее подавление переходит во внутреннее. Если ребенок не совершил этого поступка в известной ему ситуации, то он имеет внутреннее наказание — чувство вины, которое заменяет внешнее наказание. Сверхответственность — психологическая проблема, которая может быть не только у некоторых активных людей, которых эта проблема приводит сначала к попытке контролировать все вокруг себя, забывая о себе, а затем к некоторым серьезным заболеваниям (инфаркт). Для иных сверхответственность порождает переживания и беспокойства за все вокруг, кроме себя. Важно отличать проблему от нормальной ответственности, которая и есть ответственность за себя, свои действия и поступки.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)