Основные формы организации правого обучения в образовательных учреждениях

Формы организации обучения входят в операционно-деятельностный компонент процесса обучения и представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и в определенном режиме.

Организационные формы обучения – это варианты непосредственного и опосредованного педагогического общения между обучающими и обучаемыми в учебно-воспитательном процессе.

Можно обозначить следующие особенности разных организационных форм обучения:

  • каждая форма является внешним проявлением определенных функций учителя и учащихся (фронтальное слушание рассказа, групповая или индивидуальная работа над заданиями учителя и т. д.);
  • определенный временной и организационный режим (30, 40, 45 минут; сдвоенные уроки, «пары» и т. д.);
  • постоянность или изменчивость состава обучающихся (класс, языковая группа, групповая работа в классе);
  • определенный порядок построения общения учителя и учащихся (непосредственное или опосредованное).

Следует помнить, что форма влияет на ход обучения, на результат учебного процесса, а правильно выбранная организационная форма обучения содействует его успешности.

История педагогики знает следующие организационные формы обучения:

  1. Индивидуальная форма обучения.
  2. Индивидуально-групповая форма обучения.
  3. Классно-урочная система организации занятий.
  4. Белль-ланкастерская форма организации занятий. Система взаимного обучения: учитель обучает только взрослых учеников, а они передают знания младшим ученикам.
  5. Мангеймская система организация занятий. Классно-урочная система, но классы формируются по способностям. Способности определяются по специально составленным тестам, выявляющим уровень развития ребенка.
  6. Дальтон-план. Занятий как таковых нет. Объяснение учителем нового материала заменяется письменным заданием (указывается литература для самостоятельного изучения, ставятся задачи). Учащиеся самостоятельно работают над материалом, а затем сдают отчет о проделанной работе.
  7. Бригадно-лабораторная организация учебных занятий. Сочетает общую работу класса, коллективную работу бригады и индивидуальную работу учеников. К общей работе класса относятся планирование, обсуждение заданий, подготовка к общим экскурсиям, обсуждение нового трудного для самостоятельных изысканий материала, разъяснение затруднений.
  8. План Трампа. Сочетает занятия с большой аудиторией, в малых группах и индивидуальные занятия. В больших аудиториях наиболее квалифицированные преподаватели читают лекции с применением технических средств. В группах проводятся дискуссии, дается дополнительный материал; работой в группе может руководить не только учитель, но и сильный ученик. Задания для индивидуальной работы в основном отбирает учитель, отчасти – сами учащиеся.

При правовом обучении сегодня преобладает классно-урочная система организации занятий. При этом используются следующие формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая.

Фронтальная форма организации обучения – учитель общается со всеми учащимися; перед учащимися ставится одна или несколько дидактических задач; учащиеся сопричастны к коллективу, разделяется общий успех или неуспех.

Опрос проходит устно, посредством «мозговой атаки». Фронтальная форма представляет собой совместные действия всех учащихся, при этом они выполняют одинаковую, общую для всех деятельность, педагог ведет работу со всем классом. Используется в начале или в конце занятия для проверки полученных знаний и усиления мотивации к обучению.

Достоинства фронтальной формы:

  • возможность активного взаимодействия в группе учащихся;
  • создание атмосферы коллективного обсуждения;
  • воспитание чувства коллективизма;
  • формирование навыков работы в коллективе и ведения диалога;
  • экономичность с точки зрения временных затрат.

Недостатки фронтальной формы: нацеленность на некоторого абстрактного, усредненного учащегося.

Используя фронтальную форму организации обучения, учитель в начале занятия обеспечивает контакт с учащимися, привлекает их внимание, вызывает интерес к тем знаниям, которые собирается передать (создает на уроке учебные ситуации, отвечающие учебно-воспитательным целям).

Перед классом в форме гипотезы, новых фактов, противоречия, провокации ставится проблема. Это вызывает интерес, удивление, мобилизует внимание. По ходу изложения материала с целью поддержания интереса и внимания создаются дополнительные проблемные ситуации.

Например, ставятся такие вопросы: «Часто ли мы переходим дорогу на красный сигнал светофора?», «Что мы при этом чувствуем?», «Думаем ли мы о последствиях?». Применяются информационный и объяснительно-иллюстративный методы изложения (учебная ситуация планируется и создается с помощью демонстрации, риторических вопросов). Индивидуальная форма организации обучения может применяться как при фронтальном обучении, так и при групповом. Индивидуальное задание ученик должен выполнить самостоятельно.

Достоинства индивидуальной формы:

  • обеспечение активной учебной деятельности каждого ученика в индивидуальном темпе;
  • дифференцированный подход;
  • возможность восполнять пробелы в знаниях;
  • усиление самоконтроля, что является основой самообразования.

Применяется для решения различных дидактических задач: усвоение и закрепление новых знаний; формирование и закрепление умений и навыков; овладение исследовательским методом; обобщение и повторение пройденного материала; контроль.

Существует два вида индивидуальной формы организации выполнения заданий: индивидуальная и индивидуализированная. Первая предполагает деятельность учащегося по выполнению общего для всего класса задания самостоятельно.

Вторая предусматривает выполнение учащимися специфических, индивидуальных заданий, что позволяет реализовать дифференцированный подход в воспитании и обучении.

Индивидуальная форма организации деятельности учащихся имеет также свои недостатки: она ограничивает общение учащихся и возможность участия в коллективных достижениях.

Групповая работа учащихся на уроке подразумевает:

  • деление класса на группы для решения конкретных учебных задач;
  • выдачу группе определенного задания (одинакового либо дифференцированного) и выполнение его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
  • выполнение задания в группе таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад в работу каждого члена группы;
  • формирование группы таким образом, чтобы возможности каждого члена группы могли реализоваться с максимальной эффективностью для коллектива.

При формировании групп рекомендуется помнить следующее. Оптимальное число членов группы – 3–6 человек. Состав группы должен быть непостоянным и меняться в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины группы должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой.

В состав группы следует включать ребят разного уровня обученности, но обязательно совместимых, что позволит им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. Кроме того, в группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания. Например, каждая группа должна сформулировать свои критерии хорошего работника. Дифференцированная групповая работа подразумевает выполнение различных заданий разными группами.

Например, используя символические приемы (пантомима, сценка, плакат и т. п.), группа должна изобразить содержание определенной статьи Всеобщей декларации прав человека. Остальным ребятам следует угадать, о какой статье идет речь. В ходе работы членам группы разрешается обсуждать ход и результаты работы, обращаться друг к другу за советом.

Деятельность группы на уроке складывается из следующих этапов:

  • предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка перед группой учебных задач, краткий инструктаж;
  • обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения, распределение обязанностей;
  • работа по выполнению учебного задания1;
  • взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе;
  • сообщение учащихся (по вызову учителя) о полученных результатах;
  • общая дискуссия в классе, обсуждение результатов, формулирование окончательных выводов.

В конце урока учитель оценивает работу групп и класса в целом. Групповая форма работы учащихся на уроке наиболее применима и целесообразна при проведении практических, лабораторных работ, отработке навыков разговорной речи, а на уроках права и обществознания – при решении правовых задач, изучении текстов, копий юридических документов и т. п.

Достоинства групповой формы:

  • приобретение учащимися навыков совместного планирования деятельности и распределения обязанностей;
  • развитие нравственных качеств учащихся;
  • воспитание ответственности, взаимного уважения.

Недостатки групповой формы:

  • трудности при комплектовании групп и организации работы в них;
  • сложность оценивания деятельности членов группы.

Только в сочетании с другими формами обучения (фронтальной и индивидуальной) групповая форма приносит ожидаемые положительные результаты.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)