Опросники на определение уровня тревожности школьников
В данном случае также целесообразно ограничиваться текстовыми методиками выявления уровня тревожности, дополняя их данными проективных рисуночных методик.
При всем разнообразии существующих процедур достаточно трудно подобрать те, которые будут успешно служить целям школьной прикладной психодиагностики.
Скажем, традиционно используемые шкалы Спилбергапредставляются нам недостаточно культурно адаптированными и чрезмерно физиологичными.
Многие личностные опросники, исследующие в том числе и такую личностную доминанту, как тревожность (ПДО, например), созданы в клинических традициях и к ним может быть отнесен тот же упрек, что и к Карте наблюдений Стотта.
Работая с ними, подростки отмечают, что их состояние ухудшается под воздействием большого количества эмоционально негативных суждений, которые нужно соотнести с собой.
С нашей точки зрения, в диагностическом минимуме психолога прежде всего интересует, связаны ли для ученика различные школьные ситуации с высокой эмоциональной напряженностью и негативными переживаниями.
Если да, то в чем проявляется напряженность, к каким последствиям приводит и в каких сферах школьной жизни прежде всего локализуется. То есть последовательно ставится следующий ряд вопросов:
- Наблюдаются ли тревожные реакции или состояния в различных ситуациях школьной жизни и каковы их конкретные проявления?
- В каких сферах школьной жизни проявляется тревожность?
- К каким последствиям для деятельности, психического состояния и общения с окружающими приводит высокая эмоциональная напряженность школьника?
Частично такую информацию можно получить, анализируя данные психолого-педагогической карты, собственных наблюдений психолога, опросов родителей.
В виде определенных признаков она содержится в рисунках. Однако часто необходимо и непосредственно изучать тревожность, прибегая к диагностике самих школьников. Это можно сделать с помощью различных тестовых процедур.
Для работы с младшими подростками мы рекомендуем использовать тест школьной тревожности Филлипса. Методика переведена и адаптирована Е. В. Новиковой.
То есть появляется возможность говорить о причинах и предполагаемых предпосылках негативных эмоциональных переживаний ребенка.
- Рабочий план деятельности школьного психолога в течение учебного года
- Важнейшие технологии психолого-педагогического
- Третья консультативная ситуация
- Содержание консультативной деятельности психолога
- Направление первое: школьная прикладная психодиагностика
- Психолог в школе: проблема профессиональной готовности
- Школа и психолог: один в поле не воин
- Психолог и школа: проблемы подчинения
- Психолог — родители школьников
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу