Надзор за соблюдением законодательства о правах беженцев и вынужденных переселенцев
Правоотношения в сфере вынужденной миграции регулируются федеральными законами «О беженцах» от 19 февраля 1993 г. и «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 г.
В этих законах закреплены:
- основные положения и определения, касающиеся рассматриваемых категорий граждан;
- их права и обязанности, порядок признания их беженцами и вынужденными переселенцами;
- обязанности органов государственной власти и управления, а также органов местного самоуправления в отношении этих граждан;
- определения понятий «беженец» и «вынужденный переселенец».
Правовое положение органов миграционной службы и порядок осуществления иммиграционного контроля закреплены в Положении об иммиграционном контроле, утвержденном постановлением Правительства РФ от 8 сентября 1994 г.
Кроме того, в некоторых случаях, диктуемых конкретной ситуацией, прокурору надлежит обратиться к содержанию ведомственных нормативных актов, регламентирующих порядок реализации положений законов.
В центрах занятости населения имеются данные о числе беженцев и вынужденных переселенцев, которые трудоустроены или признаны безработными.
В органах социального обеспечения и народного образования формируется статистика о пенсионном и социальном обеспечении мигрантов, об определении их детей в дошкольные, общеобразовательные и другие учебные заведения.
Особое внимание прокурора должна привлекать информация о фактах противоправного отношения к мигрантам со стороны региональных органов государственной власти и управления, местного самоуправления и должностных лиц миграционной службы, в том числе о фактах неоказания ими помощи в расселении, трудоустройстве мигрантов, определении их детей в дошкольные и общеобразовательные учреждения, необоснованного отказа в выплате пособий, а также в признании их беженцами и вынужденными переселенцами.
Практика свидетельствует о широкой распространенности нарушений федерального законодательства, регулирующего миграцию населения.
К наиболее типичным нарушениям данного законодательства относятся:
- произвольное изменение установленного порядка регистрации вынужденных переселенцев, т.е. установление различных ограничений, усложнение процедур решения вопросов, взимание непредусмотренных платежей;
- необоснованный отказ в регистрации граждан по месту их прибытия;
- нецелевое использование выделенных бюджетных средств для обустройства мигрантов;
- отсутствие контроля со стороны органов Федеральной миграционной службы России на местах за целевым расходованием средств, предназначенных для нужд беженцев, вынужденных переселенцев;
- непринятие этими органами надлежащих мер для обеспечения исполнения подрядными организациями договоров на долевое участие в строительстве жилья для указанных выше категорий лиц;
- необоснованный отказ в предоставлении статуса беженца либо вынужденного переселенца;
- необоснованное предоставление статуса беженца либо вынужденного переселенца;
- изъятие местными администрациями для своих нужд жилой площади, сдающейся в эксплуатацию, предназначенной для нужд мигрантов;
- необеспечение трудоустройства вынужденных переселенцев, неудовлетворительное взаимодействие миграционных служб и органов, призванных решать проблемы занятости населения;
- нарушение порядка и сроков рассмотрения жалоб, заявлений и иных обращений граждан должностными лицами органов ФМС России.
В ходе проверок в органах государственной власти субъектов Федерации и в органах местного самоуправления прокурор изучает принятые за проверяемый период законы и иные нормативные акты (постановления, распоряжения, приказы), проверяет законность решений, принятых по жалобам и заявлениям граждан, проводит беседы и в случаях необходимости отбирает объяснения от соответствующих должностных лиц.
Проверки исполнения федеральных законов «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах» по специальным планам проводятся в следующих поднадзорных объектах:
- в республиканских, краевых, областных и автономных миграционных службах (центрах);
- в пунктах первичного приема беженцев и вынужденных переселенцев и в центрах временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев миграционной службы;
- на постах иммиграционного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, в морских и воздушных портах.
К мерам прокурорского реагирования на выявленные нарушения законов относятся протесты и обращения с заявлениями в суд о признании незаконными правовых актов органов субъектов Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, определяющим порядок въезда граждан в отдельные регионы и постановки их на регистрационный учет (снятия с регистрационного учета).
- Роль руководителя в формировании психологического климата в коллективе
- Организационно-управленческие факторы повышения эффективности деятельности органов прокуратуры
- Престиж органов прокуратуры и его влияние на социально-психологическое самочувствие сотрудников
- Психологическое самочувствие сотрудников прокуратуры
- Особенности координации в федеральных округах
- Контроль выполнения координационных мероприятий
- Планирование координационной деятельности
- Информационное обеспечение
- Протокол и постановление координационного совещания
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу