Будущее человечества в романе Замятина Мы
Кто они? Половина, которую
мы потеряли…
Е. Замятин
Человеку всегда было свойственно стремиться к познанию будущего. Какое оно? Какими жертвами будет обретено, если надеяться не на что? Но именно из безысходности рождаются удивительные мечты.
В этом году произошла моя встреча с талантливым русским писателем Евгением Замятиным, имя которого лишь недавно вернулось в нашу литературу. Автор по-своему видел проблему будущего человечества. Дитя «страшных лет он критически относился ко всему, что происходило вокруг. Еще в 1918 году писатель говорил о том, что «партия организованной ненависти» и «организованного разрушения» не способна созидать.
У тех, кто фанатично верит в такую партию, нет будущего.
Человек еще полностью не восторжествовал над природой, но уже отгородился от нее стеной цивилизации. Эта книга воспринималась многими как политический памфлет на социалистическое общество. Однако сам автор утверждал, что «этот роман — сигнал об опасности, угрожающей человеку и человечеству от власти машин. Появление тоталитарных режимов вызвало у него серьезные сомнения в существования, пусть в отдаленном будущем, идеального общества, подорвало веру в разумные начала человеческой природы. Одаренный уникальной способностью предвидения, Е. Замятин понял, какую опасность таит нивелирование излишняя жестокость, разрушение классической культуры и других тысячелетних традиций.
Так родился роман-антиутопия, прогноз на будущее, если настоящее захочет им стать.
Личности в романе нет. Люди потеряли свое имя, свое «я», и произошло страшное — они стали… «нумерами». Есть О-90, Д-503 и другие. Нет людей. И в этом символ полного уничтожения индивидуальности. Жизнь в таком государстве подчинена Часовой Скрижали, предписывающей, когда всем одновременно спать, когда работать или заниматься любовью. Был даже провозглашен исторический (сексуальный закон):
Но когда любовь превращается в «счастье» по разовым талонам, она а без любви гибнет и мир.
Таковы условия бытия в Едином Государстве, о которых рассказывает в своем дневнике для потомков талантливый инженер Д-503.
Герой очень доволен жизнью. Его не смущает, что город-государство, в котором он живет, стеклянной стеной. В этом городе нет живой природы: не поют птицы, не играют солнечные блики в лужицах на асфальте. «Квадратная гармония» улиц и площадей, ужасающая одинаковость жизни «нумеров», доведенное до абсурда равенство людей восхищают рассказчика. Все «нумера» одинаково одеты, живут в одинаковых комнатах огромных многоэтажных домов. Эти комнаты в домах с прозрачными стенами напоминают клетки-камеры, за обитателями которых ведется неусыпное наблюдение.
Оснований для зависти друг к другу у них нет. Значит, все счастливы?
По-моему, позиция автора резко отличается от точки зрения Д-503, и чем больше тот восхищается образом жизни «нумеров», тем выходят нарисованные им картины.
Но страшнее уничтожения человеческой плоти — уничтожение человеческого духа, умерщвление души. Этой операции были подвергнуты насильственно все «нумера» после того, как было разгромлено восстание членов выступивших против тоталитарного Таким образом, Единое Государство надежно застраховало себя от повторения революций и прочих опасных проявлений свободной воли
В этом же дневнике Д-503 рассказывает и о своей любви к революционерке и приключившейся с ним внезапной болезни —
возникновении у него души. Под влиянием многое в его мировоззрении меняется. В нем начинается процесс пробуждения души. Это был для него единственный шанс стать человеком, то есть испытать все муки и радости человеческого бытия.
Но после операции Д-503 утрачивает свои благородные свойства и личные привязанности. Он превращается из человека мыслящего в человека управляемого, «достойного» гражданина Единого Государства.
Ему противостоит в романе мир за Стеной. Там живут потомки тех немногих, кто ушел после Великой Двухсотлетней Войны в леса, но их общество находится на примитивной стадии развития.
Замятин считал, что только на первобытно-общинной стадии, когда государственной власти еще не было, можно было найти общество, члены которого пользовались почти абсолютной свободой. Он обратился к «давно исторической эпохе, а не фантазировал о том, каким оно будет в далеком будущем.
Я считаю, что нельзя истребить человеческое в человеке. Человечество должно быть свободным, а будущее станет таким, каким мы его готовим.
- Любимый журнал
- Рецензия на книгу Желязны Ночь в тоскливом октябре
- Я хочу рассказать вам о книге Хеллера Поправка-22
- Я хочу рассказать вам о книге Толкина Властелин колец
- Рецензия на произведение Грильпарцера Праматерь в переводе А. Блока
- Рецензия на прочитанную книгу Дж. Лондона Морской волк
- Концепция личности в раннем творчестве Дж. Лондона
- Мефистофель и Фауст
- Образ Дон Жуана в комедии Ж. Б. Мольера
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу