Алекситимия как проблема подготовки будущих педагогов

В условиях интенсивно меняющегося мира, требований к профессиональным навыкам, появлением надпрофессиональных компетенций возникает существенно новое понимание значимости педагогического образования с позиции не только профессионального, но и с личностного развития будущего педагога.

Принимая во внимание позицию В. И. Слободчикова, образование будущих педагогов видится нам как процесс взращивания не только профессионального педагогического, но и личностного, позволяющего сохранять свое собственное психологическое здоровье и повысить эффективность профессиональной деятельности.

При подготовке педагогов в рамках вузовского образования мы можем столкнуться с тем, что у обучающихся имеется определенная база фундаментальных научных знаний о педагогических явлениях, о профессиональных возможностях педагога, но в реальной ситуации мы видим неготовность регулировать свое психоэмоциональное развитие в процессе педагогического взаимодействия, сложности с идентификацией, принятием и осознанием своих эмоций (алекситимия).

«Алекситимия» может определяться как неспособность человека адекватно воспринимать и выражать свои эмоции, которая также и сопровождается рядом дополнительных черт.
Алекситимия как комплексная психологическая характеристика включает в себя следующие основные компоненты: сложность в определении (идентификации) и описании собственных чувств; трудность в различении чувств и телесных ощущений; снижение способности символизировать, о чем свидетельствует бедность фантазии и других проявлений воображения; сосредоточение больше на внешних событиях, чем на внутреннем опыте.

Неспособность осознавать, принимать и вербализировать свои эмоции создает сложности в процессе налаживания психолого-педагогического взаимодействия. Алекситимия связана с не выраженностью рефлексии, самопознания и самоанализа, а также с несформированным эмоциональным интеллектом (М. Бэгби, Г. Тейлор).

Хочется отметить, что развитие эмоционального интеллекта у будущих педагогов считается одним из важных soft skills.Наличие алекситимии у будущих педагогов указывает на то, что это может быть стойкой чертой личности или следствием длительной стрессовой ситуации.

Но и в том и другом случае алекситимия у педагогов провоцирует невозможность создания эффективного педагогического поля взаимодействия и контакта с воспитанниками. Тем более что опытным путем было подтверждено наличие взаимосвязи между алекситимией и психосоматическими заболеваниями. Однако алекситимия характерна как для людей с невротическими расстройствами, так и для здоровых людей.

Интересно
Людям с алекситимией трудно отличить чувства оттелесных ощущений. Они также характеризуются ограниченным воображением и конкретным, реалистичным и логичным мышлением. Основываясь на клиническом опыте, ученые, изучающие феномен алекситимии, предполагают, что это связано со структурными особенностями снов людей с алекситимией, а не с неспособностью запомнить их.

Поэтому необходимость наличия такого умения у будущих педагогов как понимание, осознание, принятие своих эмоций – на наш взгляд является важным в сохранении психологического здоровья как самих педагогов, так и их воспитанников.

Изучив теоретическую составляющую алекситимии личности, мы провели экспериментальное исследование, целью которого было исследовать уровень алекситимии у студентов педагогических и психолого-педагогических направлений подготовки, а также их способность идентификации своих собственных чувств в процессе контакта.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)